Уснуло все. Спят реки, горы, лес. Спят звери, птицы, мертвый мир, живое. Лишь белый снег летит с ночных небес. Но спят и там, у всех над головою. И.Бродский «Большая элегия Джону Донну» |
Фильм «Ирония судьбы, или с легким паром» Эльдара Рязанова — непременный крем на русском новогоднем торте в течение многих лет. Почему?
Что сводит вместе двух немолодых людей в стандартной квартире посреди заснеженного ночного города в ночь чудес и начала новой жизни? Кажется, они начинают любить друг друга, но не могут решиться быть вместе! Где же тут ирония? А те, у кого в эту ночь разбились мечты? Они встретили крушение надежд с ироничной полуулыбкой?
И, может быть, «Эриния судьбы» — подлинное название этого фильма, открывающее его тайны и бездны, но замененное Рязановым на нейтральное «Ирония». И вовсе не пар имелся в виду во втором названии, а дым? Дым отечества?
Спящая эриния.
Барельеф III в. до н.э.
Представим, что в середине 70-х годов ХХ века живет в Питере учительница русского языка — полька по имени Надя с гороскопом Барбары Брыльской, а в Москве живет хирург Женя с гороскопом Андрея Мягкова. Вместе им 70. Надя истратила 10 лет на бесцельные отношения, Женя когда-то чуть было не женился, но сбежал в Ленинград. Теперь у обоих намечаются браки, но их случайная (как бы!) встреча меняет всё: Эрот прошивает их насквозь одной стрелой.
Мягков и Брыльска — представители разных народов, разных культур, но мы уже почти 40 лет смотрим, как их сводит судьба в Петербурге, и им хочется быть вместе, но что-то не дает, и Мягков возвращается в Москву, но решительная Брыльска бросается за ним вдогонку с банным веником в руке, пролетает 700 километров и приземляется рядом. Ангельски улыбаясь, она позволяет ему любить себя. И он счастлив, хотя в это счастье совершенно не верит; а для его матери она — одна из многих, и значит, будущее этой пары туманно. Странная история, полная неясных намеков, с каким-то тайным смыслом, который тревожит нас уже почти 40 лет, и, наконец, мы близки к разгадке и можем ее высказать.
Да, не случайно в фильме сыграли именно эти актеры, не случайно фильм вышел именно 1 января 1976 года в 17.45. И не случайно столько лет подряд нас кормили этой заливной рыбой. Этот фильм — важный документ эпохи, запечатлевший и — внимание! — сформировавший (!) мироощущение нескольких поколений, его мифологическую и культурологическую матрицу. Больше того, он задал этим поколениям программу действий.
I. Зимний вечер 1 января 1976 года
В 1976 году мне исполнилось 19. «Ирония судьбы» вышла на телеэкраны за 10 дней до моего дня рождения. Я помню сильнейшее впечатление от фильма, и особенно — от Барбары Брыльской в роли Нади. Одновременно реалистичный и фантастический, близкий и недосягаемый образ учительницы русского языка (с русским у Барбары все в порядке, выручает актриса Талызина!), поющей романсы на стихи Цветаевой (голосом Пугачевой!), стройной, несчастной, обаятельной, скромной, бездетной, красивой, хотя уже немолодой — этот образ потряс мою незрелую душу. Конечно, о жизни реальной Барбары я ничего не знал, да мне это было и не нужно.
Впрочем, как и положено обладателю Венеры в Стрельце, я одновременно был поражен и другой актрисой, совершенно иного плана. Это была темпераментная брюнетка, естественная в каждом слове и жесте «черная пантера с горящими глазами», трагическое лицо итальянского неореализма, любимая актриса Феллини. Весной того же 1976 года по советскому телевидению показали три короткометражных фильма с общим названием «Три женщины», в которых главные роли исполняла великая Анна Маньяни.
Ее уже не было в живых, я увидел ее поздние фильмы, но, тем не менее, даже далеко не молодая Маньяни потеснила польскую красавицу. Наверное, мне хотелось совместить утонченность холодноватой польки с трагической страстностью итальянки. Но это невозможно. Эти женщины — с разных планет.
Внутри меня Брыльска и Маньяни существовали и купно, и раздельно. Перед этой химерой, навеянной мастерами киногипноза (тело Брыльской с головой Маньяни? Ноги Брыльской, руки Маньяни, две головы на одних плечах? Б-р-р, что за причуды бессознательного…) можно было преклоняться, ее можно было желать и жалеть, и это надолго отравило мои отношения с девушками. Увы, они сравнения со звездами (ни поодиночке, ни тем более в одном флаконе Анна-Барбара) не выдерживали. Хотя мои подружки выглядели лучше (по крайней мере, моложе) обеих кинодив, но дело было не в них — дело было во мне. Я переживал тяжелую форму кинотоксикоза. А может быть, и более серьезного недуга — отрицания реальности. Излечение заняло десятилетия.
Забавно, что моим приятелям, не отягощенным излишним эстетизмом или жаждой высоких страстей, не нравились ни полька, ни итальянка (фильмы с Маньяни они выключали на второй минуте). Нормальные парни предпочитали актрис индийского кино с их пышными формами и отработанными танцевальными па. Они действительно очень хороши, и понятно, почему с такими женщинами Индия вскоре обгонит Китай по численности населения. Любой мужчина с удовольствием внес бы посильный вклад в этот процесс.
Но вернемся в далекий 1976 год.
Жизнь была бедна впечатлениями, и я гонялся за ними в театре, концертных залах и кино. Золотой век советского музыкального исполнительства! Концерты Рихтера, Гилельса, Мравинского становились событиями моей личной жизни. Подумать только, на телевидении им отдавали лучшее вечернее время! О них снимали целые фильмы, даже телевизионные сериалы («Шесть вечеров с Рихтером»). Ящик пытался быть респектабельным и «с веком наравне». Мы смотрели на мир глазами Сенкевича, но в телеэфире после программы «Время» анализировали очередную партию чемпионата мира по шахматам. Капица, хоть и далеко не Демосфен, рассказывал о науке. Теперь это кажется фантастикой. С другой стороны, сегодня можно что угодно и когда угодно найти в интернете. От «Ave, Maria» до Раммштайна. Но и боги, и титаны уже ушли.
Вместе с сокашниками по консерватории я жил давно ушедшими страстями Шопена, Листа, Бетховена, искал совершенство в Моцарте, мудрость в Бахе, мужество в Хемингуэе, а глубины мысли в «Сумме технологии» и «Солярисе» (как Лема, так и Тарковского). И, конечно, знал назубок Мандельштама. Я любил Пушкина, но он пришел ко мне позже. Заглянул как-то вечером и остался навсегда.
Музыка — это спорт, живопись, скульптура, архитектура и даже философия. Ежедневные упражнения превратили мои кисти и пальцы в мускулистый аппарат для замеса клавиатуры. Слушая музыку, я видел ноты и наоборот. Я постоянно прослушивал и просматривал музыку внутри себя, организуя форму, выстраивая ее как дворец или собор. Баховская фуга или бетховенская соната разворачивалась живой красочной картиной с ближними, средними и дальними планами. После долгой игры (особенно на стейнвее в зале по ночам) весь мир казался вымытым и прозрачным. Пальцы знали секрет правильного звука, выверенного, собранного, точного, как прикосновение пуанта или попадание стрелы в центр мишени. Они лепили мелодию, ощупывая ее, как слепец — лицо любимой женщины. Я мечтал о совершенном исполнении совершенной музыки. Казалось, если это удастся, жизнь пойдет по-другому, потаенный кристалл озарит будни, и наступит эпоха чудес. Пускай даже в отдельно взятой судьбе.
Вот таким идеалистом 1 января 1976 года, досыта наигравшись в обед «Сонета Петрарки №104″ Листа, вечером я увидел рязановский фильм, притворяющийся комедией. Впрочем, Данте тоже написал комедию в свое время.
По иронии судьбы, я смотрел фильм вместе с моей тогдашней Беатриче в ее одноэтажном старом доме посреди яблоневого сада. Когда прошли титры, я выскочил в сырой зимний вечер. Туман выползал из оврага, окутывал деревья, собирался в капли на черных ветках яблонь. Меня душила досада. Мне казалось, я увидел именно ту женщину, о которой мечтал. Вот с ней-то, думал я, жизнь может быть яркой, полной смысла…
Благословен день, месяц, лето, час
И миг, когда мой взор те очи встретил!
Благословен тот край, и дол тот светел,
Где пленником я стал прекрасных глаз!
И я рассорился с Беатриче и убежал домой, бормоча: «Ты, как будущность, войдешь…»
Брыльска провожала меня насмешливым взглядом из далекой Варшавы, пока я месил снег, пробираясь в темноте к автобусной остановке. Дома я не спал до утра, слушая звон капель по оцинкованной крыше балкона, грезя и сочиняя стихи.
«Ирония судьбы» стала непременной участницей моего новогоднего ритуала. А что посеешь на Новый Год — то и пожнешь. Фильм год за годом окутывал меня легким паром, возвращая в туман той далекой зимней ночи.
И вот туман рассеялся. На дворе другое тысячелетие! Но снегопад сшивает, как и тогда, землю и небо, миг и вечность, превращая все в белый экран для иных судеб.
II. Три звезды
Все познается в сравнении. Рассмотрим гороскопы трех звезд, взошедших над горизонтом моего воображения в те годы.
Начнем с гороскопа непосредственной и трогательной Анны Маньяни.
Она темпераментна и сразу бросается в глаза (Юпитер во Льве в I доме и Венера в Овне — в Х доме; Марс = Луна/Венера), азарт и прямолинейность (Марс в квадрате к Юпитеру) сочетаются у нее с состраданием (Солнце в Рыбах в трине к Нептуну в XII доме), а жажда материнства и здоровый консерватизм (сильная Луна и Асцендент в Раке) — с оригинальностью (аспекты светил к Урану); масштаб миссии подчеркнут не только аспектами светил к высшим планетам, но и звездами (Фомальгаут с Меркурием, Сириус с Нептуном; Фомальгаут — королевская звезда, а Сириус — самая крупная).
С таким человеком будни наполняются смыслом. И она готова к Поступку в любой момент. Она заряжена на Поступок, даже ценой жизни (вспомним фильм «Певичка», где она спасает мальчишку-солдата, заслонив его от пуль…). Она сама — Поступок природы. И она одинока.
Да еще и чудесная музыка Эннио Морриконе!
Какой коктейль для 19-летнего романтика! И не важно, что по возрасту Маньяни мне годилась в бабушки.
После «Трех женщин» я долго не мог заснуть. И то сказать: столько женщин сразу у меня не было ни до, ни после.
Маньяни появилась на советском экране почти одновременно с Брыльской. Но Брыльска осталась надолго, Маньяни исчезла, оставив неизгладимое воспоминание только у киноманов. Почему?
Невозможно смотреть трагедию десятилетия подряд. А вот комедию, да о себе, любимых — можно!
Хоть это и вовсе не комедия.
Почему Рязанов не отдал роль Нади Алисе Фрейндлих? Ведь ее участие в фильме было почти решено — но в результате режиссер выбрал польскую актрису, чей талант и масштаб (по-моему) скромнее, чем у «первой леди ленинградского театра».
Значит, что-то было в Брыльской, чего Рязанову не хватало во Фрейндлих.
Гороскоп Фрейндлих описывает энергичную, независимую личность (Уран в I доме, Асцендент в Овне), популярную и аристократическую (Луна в Х в секстиле с Юпитером; «если Юпитер аспектирует хозяина Х дома или планету в нем, это означает благородное происхождение», говорит традиция), волевую (секстиль Марс-Плутон), с широкими интересами (Стрелец), несколько суховатую (Луна в Козероге). Вероятно, она напориста и несколько прямолинейна.
Трудно поверить, что такая женщина ждала бы 10 лет у моря погоды, встречаясь с женатым мужчиной по будним вечерам (а так по сценарию поступила Надя). Сыграй Фрейндлих Надю, ей пришлось бы найти психологическую причину такой покорности судьбе. Вполне вероятно, что взглядом, интонацией, выражением лица она бы передала трагический опыт ее блокадного детства и потери близких родственников. Но это могло бы утяжелить фильм. Замысел Рязанова был моцартовским, внешне легким, предыстория героев намечена двумя-тремя легчайшими штрихами, а история России присутствует в фильме, но в очень, очень сублимированном качестве — как стихи серебряного века да мимолетные наброски обеих столиц.
Гороскоп Барбары Брыльской, откровенно говоря, впечатляет меньше, чем карты Маньяни или Фрейндлих. У светил нет аспектов с высшими планетами, аспектных конфигураций тоже нет, звезда есть — это Альдебаран на Солнце, сочетание, больше подходящее мужчине. XII дом пустой, единственный аспект Нептуна — квадрат к Меркурию, так что о глубоком мистическом восприятии жизни тут речь не идет (если не произойдет что-то, кардинально меняющее всё — увы, произошло… но значительно позже «Иронии»).
С точки зрения астрологии, Фрейндлих и Брыльска — антиподы. У Брыльской Солнце, Меркурий и Венера в Близнецах, а у Фрейндлих — в Стрельце. Эти знаки противоположны. Близнецы интересуются россыпью повседневных мелочей, их информированность сродни ежедневнику «Из рук в руки». Стрельцы покоряют ментальные Гималаи, во всем ищут если не всегда глубокий, то уж точно высокий (и широкий) смысл. Женщины-Близнецы ищут мужчину-собеседника, а женщины-Стрельцы — Учителя.
Их Луны тоже в противоположных знаках!
У Фрейндлих Луна в Козероге. Она хорошо контролирует эмоции (по крайней мере, внешне). Ей идут роли начальниц («Служебный роман»), королев («Три мушкетера»), у нее богатая палитра выразительных средств, она может быть и лирической, и характерной актрисой, вплоть до буффонады, в которой чувствует себя очень органично (сильный Уран), в общем, «Ирония судьбы» с ней была бы совсем другой.
Луна Брыльской в Раке. Она должна создать семью и родить ребенка! Для этого ей нужна защищенность и безопасность. Кто обеспечит ей спокойную гавань и шельф для метания икры — тот и выиграет.
Для фильма о приходе Нового Года (советского «наследника» Рождества) посреди бескрайней русской метели в бесконечном однообразном городе Луна в Раке — то, что надо, в самый раз!
III. Тайна притягательности
На Десценденте (точке взаимодействия с внешним миром) Барбары Брыльской — Алголь, магически притягательная, завораживающая окружающих звезда. Алголь — это голова Медузы Горгоны, ее взгляд превращает в камень. Медуза была красавицей, ее соблазнил Посейдон в храме Афины, и оскорбленная богиня (а также собственная обида и ненависть) превратили Горгону в чудовище со змеями вместо волос.
Бернини. Голова Медузы Горгоны
В Алголе бушуют мирские страсти — секс, стяжание, жажда власти и мести, но в глубине рокового взгляда Медузы таятся обида и нереализованная женская судьба. Другие известные женщины с Алголем на личной оси — Эдит Пиаф (на Dsc), покорявшая залы без микрофона (некоторые из мужчин, с которыми у нее были серьезные отношения, погибли или ушли из жизни раньше срока), и Мария Шрайвер (Asc), чья семейная жизнь с Арнольдом Шварценеггером была далека от идеальной.
Так было — так стало. На футболке Арнольда надпись: «Я пережил Марию». Кажется, сейчас они снова вместе, но сможет ли Мария все простить?
Алголь на Dsc или Asc вовсе не означает, что в характере или нравственности этих женщин что-то не так; они, так или иначе, притягивают к себе многих, но в любви им везет далеко не всегда. В их судьбах возможны и трагические события. Но вот вопрос: куда нацелен взгляд Алголя? Смотрит ли он в мир с Десцендента/Асцендента, останавливая бег живых, или, наоборот, это мир, поймав взгляд Пиаф, Шрайвер или Брыльской, заставляет их окаменеть от нежданных вестей?
Пожалуй, и то, и другое.
Алголь на Десценденте — очень серьезный акцент в астрологическом портрете Нади. Взаимоотношения — ее рок. По фильму, Алголь подчиняет ее себе, обрекает на одиночество, но в конце картины она восстает. В общем-то, ради этого восстания все и написано, и снято.
Что касается самой ББ, она не стремилась ни к власти, ни к большим деньгам, но у худшей половины человечества пользовалась большим успехом. Она первой в Польше (и в соцлагере вообще) показалась топлесс в рискованном по тем временам фильме «Фараон».
В «Анатомии любви» мы тоже увидели откровенные сцены, приятно шокирующие советского зрителя (правда, актеры были в колготах, но кто об этом знал…):
В общем, у Брыльской под холодноватой внешностью скрывалась тяга к экспериментам и сексуальной свободе (Уран на Dsc и Солнце в средней точке Уран-Венера). Рязанов понял, что «Ирония судьбы» остро нуждается в Барбаре, посмотрев «Анатомию любви». Режиссер писал, что в советских актрисах (а их пробовалось на роль Нади немало) ему не хватало романтизма, тонкости, ненавязчивости, чувства юмора, обаяния, вкуса… В общем, чего-нибудь, да не хватало. Но похоже, что не хватало ему как раз окультуренного эротизма и сексуальной раскрепощенности. И не только ему.
Это был заказ определенного социального слоя советской аудитории — интеллигентов, знакомых со стихами Серебряного века, с удовольствием слушающих Таривердиева и бардовскую песню (но не Высоцкого), скучающих в «хрущовках» после работы в школах и НИИ, бездетных или с одним ребенком, умеренно оппозиционных, ни в коем случае не пассионариев любого типа и не многодетных, не выдающихся профессионалов, и, если речь о мужчинах, стремящихся к рафинированному сексу «под музыку Вивальди». Во взгляде Брыльской читалось некое обещание и вопрос «А ты записался добровольцем?» — но не на войну или целину, а в рыцари советской Прекрасной Дамы 70-х годов ХХ века: сексуально привлекательной одинокой учительницы русского языка бальзаковского возраста. И с иностранным (или петербуржским) колоритом.
Петербург… Количество стихов, ассоциаций, образов, теснящихся в памяти, просто неимоверное. Для русского северная Пальмира — одновременно и «окно в Европу», и «Невы державное теченье», и имперский символ, и героизм, и трагедия, и великая поэзия, и инфернальные тайны, и вообще чудом оставшаяся на плаву русская Атлантида…
Понятно, почему Женя убегал именно в Питер. И почему ему понравилась петербурженка. За спиной Нади, за ее окном и в ее душе — Эрмитаж, Александринский столп, пушкинские строфы, гимн Глиэра, огневая мощь фортов Кронштадта и простор Финского залива.
Чувствовала и понимала ли все это Брыльска, оставим за кадром. Ее сила в другом: она привлекательная иностранка. В ней есть экзотика, загадка. Она — Жар-Птица, нежданный подарок судьбы Иванушке-дурачку.
В то время все польское воспринималось как европейское. Вспомним популярный «Кабачок 13 стульев», польские фильмы «Пепел и алмаз», «Крестоносцы», «Рукопись, найденная в Сарагоссе»… Я даже выучил польский, чтобы читать в оригинале Лема, польских поэтов, а также американские фантастические и детективные книги в польском переводе. Ну и, конечно, слушать гениальную Эву Демарчик с ее то горькими, то страстными, то удивительно нежными песнями, и особенно — ее «Томашув».
A moze bysmy tak, jedyna,
Wpadli na dzien do Tomaszowa?
Moze tam jeszcze zmierzchem zlotym
Ta sama cisza trwa wrzesniowa…А может, нам с тобой в Томашув
Сбежать хоть на день, мой любимый?
Там, может в сумерках янтарных
Все тишь сентябрьская стынет?
Это стихи Юлиана Тувима, горькие и загадочные. Все его родственники сгорели в пламени войны. Что заставило Эву петь так, что мурашки по коже и слезы на глазах — не знаю. Возможно, сходный опыт. В ее голосе непоправимость, в ее песнях — неизбежность застывшей сентябрьской тишины, в ее дыхании — затаенные рыдания.
Брыльска в «Иронии» воспринималась совсем иначе — как обещание красивых отношений, песен, поцелуев и праздников. Хотя песни были грустные, а праздники быстро проходили.
В общем, Женя сбежал в Ленинград в поисках красоты и свободы. А нашел одиночество и несчастную любовь. Которая, правда, независимо от него и чуть ли не вопреки его воле, в лучших традициях русской сказки превратилась в счастливую. Сложив пылающие крылья, Надежда вошла в его жизнь, и улетать она не собиралась.
IV. Брак как атака
Брыльска родилась в 1941, а Мягков в 1938. Рожденные перед войной — вот герои фильма! В этом его тайна и подлинный смысл. Это фильм о поколении, лишенном отцов и воспитанном матерями.
Их отцы прошли войну, а кое-кто — и войну, и лагеря, и далеко не все вернулись, а вернувшиеся стали другими людьми. И их дети гордились ими, жалели их и переняли от них способность выживать. Но не способность подниматься в атаку: она была во многом (если не в основном) утрачена — вместе с атакующими.
В фильме нет ни слова о войне. Но проблема, порожденная войной и сталинизмом, лежит в его основе. Эта проблема — воспитанные матерями слабые мужчины, которые боятся жизни и избегают продолжения рода. Жениться, родить ребенка — это как пойти в атаку. А вдруг убьют?
Решения в этом поколении (рожденном перед войной) — и в следующем! — и тем более в этой социальной прослойке (интеллигенция) принимают женщины. Это предстоит делать и Наде, поскольку ни Женя, ни Ипполит не производят впечатления сильных мужчин. И она примет решение. Она выберет победителя (хоть и над таким слабым соперником, как Ипполит) Женю в качестве отца своих будущих детей.
И спасет Россию. Ведь сила страны — в человеческом капитале.
V. Надя и Женя
Быть женщиной — великий шаг… Б.Пастернак |
Надя 10 лет по будням встречалась с женатым мужчиной, а по воскресеньям оставалась одна. Хотя она чувствовала себя жертвой, это ее устраивало. Очевидно, она избегала действительно серьезных отношений. Это нередко происходит с женщинами, в воспитании которых отец участвовал мало или вовсе отсутствовал; в результате они не имеют ясного представления о мужском образе, о мужской модели поведения. Они либо выбирают недоступных мужчин (например, женатых или известных), идеализируя их (Солнце в любом аспекте с Нептуном и/или Нептун на Dsc), либо избегают серьезных и длительных отношений, предпочитая гражданские браки и время от времени меняя партнеров (Солнце в напряженном аспекте с Ураном и/или Уран на Dsc). В гипотетической Надиной карте Солнце, скорее всего, было бы в аспекте с Нептуном. Но возможно, и с Ураном.
У Брыльской Солнце (на активнейшем Альдебаране!) = Венера/Уран: возбудимость и любовные приключения. Сама актриса была замужем трижды, в некоторых источниках сообщается еще о двух длительных неофициальных союзах. Судя по ее карте, она не очень хочет стабильных отношений (Уран на Dsc), партнеров должно быть немало (Солнце и Юпитер в Близнецах в VII доме), хотя ее основная потребность (Луна в Раке) — это семья и дети. Ее стратегия — поиск лучшего партнера для рождения здоровых и красивых детей. Причем, когда дети уже родились, поиск продолжается по инерции. Хотя сейчас Брыльска живет одна, она, как говорится, дама с богатым прошлым. В этом она отличается от своей героини. Хотя Надя в фильме тоже ищет и выбирает. Она принимает ухаживания Жени, чем вызывает ревность и последующее поражение Ипполита.
Для Жени брак, по-видимому, просто подвиг. Вероятно, поэтому он напивается перед решительным объяснением до положения риз. Потом мы узнаем, что это его второй (как минимум) побег от брака. Очевидно, Женя боится ответственности. В мужской карте об этом может говорить Солнце, пораженное Нептуном, либо без мажорных аспектов, либо в XII (иногда VIII) доме. Солнце — символ отца, и со слабым Солнцем мужчина не знает, как себя вести, обычно у него нет примера для подражания, так как отец отсутствует или не занимается его воспитанием. Поскольку Женя живет с матерью, у него должна быть сильная Луна, например, в угловом доме и/или богато аспектированная. Когда он женится, место матери займет жена. На этой почве между матерью и женой возможен конфликт.
Женя артистичен, склонен к розыгрышам, лавированию («я все время вру»). Это меркурианский персонаж (между прочим, в античном мифе именно Гермес погубил великана Ипполита).
Ипполит, психологически поверженный Гермесом-Женей. На этого человека опереться трудно.
В новогоднюю ночь в его характере появляется некоторая марсианская решительность, впрочем, недостаточная для предложения руки и сердца прекрасной учительнице. Откровенно говоря, в то, что он хирург, как-то не очень верится. Это профессия, требующая воли. И вот этот «волевой» человек улетает из Ленинграда, оставляя любимую женщину, как будто подчиняясь фатуму, прекрасно понимая непоправимость своего поступка.
Почему?
Он не самостоятелен. У него нет своего жилья, небольшая зарплата, он не чувствует себя опорой для женщины, для семьи. Возможно, глубоко внутри он боится повторения судьбы отца, если тот погиб или посажен, или, в более мягком варианте, был изгнан/ушел от волевой матери. В любом случае, модели мужского поведения у Жени нет. Он подчиняется матери или обстоятельствам. И его женщина должна быть одновременно заботлива и неумолима.
В карте Мягкова мы видим сильное стремление к созданию семьи (Солнце и Марс в Раке), но это должны быть отношения дружеского типа (Уран на Dsc). С продолжением рода, увы, явные проблемы (квадрат между слабыми и злыми Марсом и Сатурном, причем оба имеют отношение к V дому детей; Солнце, пораженное Сатурном), и это вызывает серьезные психологические комплексы, сублимируемые в творчестве (Марс и Солнце в секстиле к Нептуну в Х дом). Солнце хотя и сильно аспектировано, но с большими проблемами, что означает либо мужество, либо страх перед жизнью и отказ от детей, так как их нужно защищать, а это опасно. Это глубокий и оригинальный человек (Солнце на звезде Сириус и в бисекстиле с Нептуном и Ураном), но счастливым его не назовешь: он носит печать Сатурна. Образ отца идеализирован (Солнце в секстиле к Нептуну), но, по сути, отец — манипулятор, раздражительный и конфликтный (Солнце в Раке на вершине Т-квадрата с Черной Луной и Сатурном). Таков же и сам Мягков (вопреки своей фамилии)!
Львиная Венера без аспектов в IX доме описывает мечту о прекрасной и недоступной женщине издалека. Пожалуй, его Венера чем-то похожа на Брыльску!
Луна, сигнификатор матери и жены, у Мягкова очень влиятельна — в I доме, аспектированная Юпитером и Плутоном, на вершине Секиры с основанием Солнце=90=Сатурн. Властная мать, потом такая же жена, склонность к депрессии. Подавленное стремление к разрыву отношений.
На самом деле, Мягков всю жизнь живет с Анастасией Вознесенской (мощной Львицей, Солнце в соединении с Юпитером и Плутоном), у них очень сильная синастрия, хотя детей нет (ее Луна в Близнецах в осаде Сатурна и Урана). Как часто бывает в бездетных семьях, у мужа проблемное Солнце и влиятельная Луна, а у жены — мощное Солнце и ослабленная Луна. Половые роли смещены.
В общем, интуиция Рязанова его не подвела. Жене очень подходит гороскоп Мягкова!
Брыльска должна была сыграть одновременно уходящую иллюзорную (к Ипполиту-Яковлеву) и зарождающуюся как бы подлинную (к Жене-Мягкову) любовь, но, по ее словам, оба ей не нравились, она обнимала и целовала их через силу, «за деньги». Барбару, опытную женщину со своим списком побед («я всегда выбирала самого красивого»), со сложными отношениями с красавцем-мужем, ни Женя, ни Ипполит (как и Мягков с Яковлевым) ничем поразить не могли: это не герои ее романов. Тем не менее, сцена прощания героев и затем чудесного явления Нади спящему Жене в Москве сыграны актрисой очень достоверно. Очевидно, здесь пригодился личный опыт прощаний.
Кажется, что «томленье страшное разлуки» Брыльска не сыграла, а прожила. Видимо, все же Мягков был не совсем ей безразличен, какая-то ниточка между ними протянулась.
Брыльска и Мягков (во внешнем круге)
В синастрии Брыльской и Мягкова есть вполне супружеский аспект — соединение светил. Выбор Рязанова оказался верным: Брыльска и Мягков воспринимаются как пара — Солнце Мягкова в соединении с Луной Брыльской в Раке. Но сексуального притяжения у них нет — аспекты Солнце/Марс/Уран/Плутон-Венера отсутствуют. Зато есть однозначно негативный для Брыльской квадрат Сатурна Мягкова из ее V дома к ее Луне: запрет эмоций, ограничение способности к материнству, охлаждение. В общем, гипотетическая семейная жизнь с Мягковым была бы тяжелой для Брыльской. Два его злых вредителя — Марс в Раке (в падении) и Сатурн в Овне (опять в падении) — поражают ее Луну. Очень скоро все его нерешенные проблемы обрушились бы на ее психику. Сколько бы она выдержала? И чего бы ей это стоило?
Так что улыбка на их лицах — это ненадолго. Расстаться им было бы сложно, а жить вместе — тяжело. С Уранами на Десцендентах каждый пошел бы своим путем.
Стоит отметить еще один важный акцент их синастрии: Южный Узел Мягкова — на Dsc и Уране Брыльской: они были связаны в прошлой жизни, и в этом играли свои роли Уран и Алголь! Что в переводе на русский означает «внезапный рок».
И они действительно (по фильму) играют роковые роли в жизни друг друга. В результате фатальной новогодней встречи их планы рушатся, и будущее выглядит невесело — особенно у Нади.
Первое окончание фильма — в этом кадре прощания.
Здесь лица героев напоминают маски. Чтобы преодолеть инерцию центробежной силы, разлучающей героев, нужно открыть глаза, победить себя, затормозить стук колес поезда истории!
VI. Россия и Барбара Брыльска
В чем, с точки зрения астрологии, секрет популярности Барбары Брыльской в нашей стране? Наверное, в том, что подлинную Брыльску мы не знали. А видели в ней Надю из «Иронии судьбы». Образ Нади отвечал каким-то глубинным устремлениям русской души, совпадал с неким идеальным образом, существовавшим в русском коллективном бессознательном. Мы уже выяснили, что Рязанов подбирал актеров не по внешности, а по внутреннему сходству с героями. Пусть Барбара не Надя, но что-то от Нади в ней наверняка есть.
И поэтому в синастрии гороскопа актрисы с гороскопами России мы увидим, чем же не столько Брыльска, сколько Надя трогает сердца, какие Надя задевает струны русской души, когда вроде бы играет на гитаре, какую надежду она подает.
Начнем с карты России 4 февраля 882 года. С ней у гороскопа Брыльской много мощных контактов.
Гороскопы России 882 года и Б.Брыльской (во внешнем круге)
Важнейшие синастрические аспекты таковы: Луны в соединении; аспект Солнце-Венера дважды; соединение Марса Брыльской и Венеры России. Все это аспекты любви или глубокой эмоциональной общности.
Кроме того, трин Плутона Брыльской к Марсу России — актриса энергетически взаимодействует с мужчинами нашей страны, особенно молодыми. Совпадают знаки кардинальных осей обеих карт. Вертикальная ось Брыльской в гармоничных аспектах к Луне России (популярность). Венера Брыльской на Кресте Судьбы России (судьбоносная женщина для России; судьба Нади сходна с судьбами многих других русских женщин, и это действительно так). Нептун и Уран Брыльской, горизонтальная ось и Юпитер России составляют Парус (Брыльска кружит голову, как Нептун, и вызывает одновременно вспышку страсти и мечту о свободе, как Уран на Дсц). Брыльску должны были полюбить в России. Это было неизбежно.
Кстати, трин Уран-Нептун в карте Брыльской — это мощное оружие, уникальный дар сводить с ума предчувствием свободы. Такой же аспект был у Леннона, и у него это тоже дуэт (аспект между двумя планетами, лишенными других мажорных аспектов)!
Следующая карта — гороскоп октябрьской революции, он же — гороскоп СССР (хотя СССР был создан позже, карта отлично реагирует на все значимые события в истории нашей страны). Карта СССР унаследовала проблему из карты России 882 года: противоречие между консерватизмом и новаторством. В карте России на это указывает Луна в секстилях к Сатурну и Урану. В карте СССР об этом же говорит Солнце в драматичных квадратах к тем же планетам. Проблема обострилась: бисекстиль сменился Т-квадратом. И она стала осознанной (Солнце).
Гороскоп СССР (Октябрьской революции)
Женские планеты Брыльской смягчают Т-квадрат Сатурн-Уран-Солнце в карте СССР! Ее Луна в трине к Солнцу СССР, а ее Венера разрешает оппозицию Сатурн-Уран в карте СССР. Актриса словно призвана к тому, чтобы смягчить непримиримые противоречия в характере государства (доступными ей методами) и обратить внимание мужской части России (Солнца России в Скорпионе) на традиционные ценности семьи (Луна Брыльской в Раке)! При этом женственность Брыльской кажется одновременно и строгой (ее Венера в секстиле к Сатурну России…), и свободной (… и в трине к Урану России).
Гороскопы СССР и Б.Брыльской (во внешнем круге)
Отметим важную роль Урана Брыльской в обеих синастриях. Он на Dsc карты России и в квадрате к ее Узлам, и он же — в квадрате к Луне СССР. Брыльска пробуждала у аудитории стремление к независимости и свободе. Похоже, что ее роли провоцировали и «страсть к разводам». Надя без особого труда рвет связь с уже почти «окольцованным» Ипполитом. Она решается на авантюрное путешествие «из Петербурга в Москву», зная Женю всего одну ночь. Так действует Уран, но в основе — необоримое тяготение Луны именно к данному Солнцу. И это очень по-русски.
Недаром фильм шел в новогоднюю ночь 40 лет подряд! Он выполнял сильнейшую психотерапевтическую функцию в общенародном масштабе!
VII. Главная тема «Иронии судьбы»
Вернемся к древней карте России. Луна — в 17-м градусе Рака.
Оказывается, середина Рака акцентирована не только у Брыльской (Луна), но и у Мягкова (Солнце и Марс), и у третьего участника новогоднего треугольника — Яковлева (Луна и Плутон). Здесь же находится Плутон Рязанова, Луна его соавтора Брагинского, МС Пугачевой.
На самом деле, конечно, «Ирония судьбы» — о русской Луне. О русской женщине. О судьбе и душе русского народа. О русской семье. О продолжении рода.
Если бы не чудесное явление Нади с Жениным веником, фильм заканчивался бы грустно. Проходит новогодняя ночь. В окна вползает серый рассвет. Герои почему-то уверены, что должны расстаться. Надя плачет. Она не любит Ипполита, а Женю больше не увидит. Ей 34 года. Скорее всего, ее ждет одиночество. Женя, вернувшись домой, в отчаянии говорит матери, что ему не нужно жениться. Он останется один. Перед этим на фоне церковных куполов с крестами (намек на монашество или на жизнь вечную?) звучит стихотворение-дуэт «С любимыми не расставайтесь»:
И никого не защитила
Вдали обещанная встреча,
И никого не защитила
Рука, зовущая вдали.(…мы пели — «звезда, горящая вдали»…)
Не расставайтесь! — говорит это стихотворение (написанное в 1932 году Александром Кочетковым после того, как жена уговорила его не ехать на поезде, который через несколько часов потерпел крушение). Но герои фильма расстаются. Почему?
Они не готовы к нормальным, длительным и стабильным отношениям. Они боятся как серости обыденной жизни (с ее постоянным волевым усилием, связанным с воспитанием детей и добыванием хлеба насущного), так и слишком сильного привыкания, после которого разрыв будет очень болезненным. Уж лучше разойтись сразу. Недаром на Десцендентах и Брыльской, и Мягкова — Уран.
В жизни советских интеллигентов в 70-е и 80-е годы был какой-то странный надрыв. Мы все время жаждали острых ощущений. За разрисованным занавесом, а точнее — за пыльной мышиной портьерой мы искали мир иной, который был бы глубже, ярче, значительнее, чем тот, в котором мы жили — или существовали.
Но лишь только такой мир открывался, даже намеком, мы бежали от него, потому что он требовал ресурсов, которых у нас не было.
Мы наслаждались тем, что любовь не имеет будущего и может оборваться в любой момент. Пустые ночные улицы заметал снег, и пусть окна светились теплом и уютом, нас сладко жалило блуждание в холодных сумерках.
Двери сердец сорваны с петель,
И жизнь — вроде плоской открытки,
А на обороте — метель, метель…
И такое же настроение было не только у нас: достаточно почитать американскую литературу той поры или пораньше, например, «Над пропастью во ржи» Сэлинджера или «Бойню №5» Курта Воннегута. У американцев тоже не получалось быть счастливыми.
Сворачивался гигантский проект мирового масштаба. Тускнели краски, пустела сцена. Может быть, именно в это время белую расу настигли ее эринии, принесшие похмелье от великого и страшного века. И нужно было найти мужество, чтобы жить дальше.
VIII. Гороскоп премьеры фильма
Трансляция фильма по телевизору началась 1 января 1976 года в 17.45. Гороскоп премьеры раскроет нам многие тайны.
Сатурн на Асценденте — символ скованности, ограничения. Асцендент — лицо фильма, важная часть его мифа. Действительно, действие ограничено пределами квартиры, а эта квартира — такая же, как миллионы других. Сатурн часто выступает как нивелировщик, реалист, ограничитель.
Следовательно, это фильм об ограничениях, запретах, оковах, расплате по долгам и прочих сатурнианских «прелестях».
Асцендент — в последнем градусе Рака. Еще немного, и знак семьи завершится. Это последняя возможность что-то сделать в Раке.
По Глобе, 30-й градус Рака дает мечтательность, поэтичность, музыкальность, тонкость, верность в любви, популярность, привлекательность и длительную молодость, особенно женщинам, но ослабляет мужчин. Вот как!
Фильм вышел в новолуние. Новолуние — это начало и конец солнечно-лунного цикла. В момент новолуния Солнце (мужчина) и Луна (женщина) соединяются на краткий миг, чтобы снова разлучиться. Это встреча после долгой разлуки. И неизбежность нового расставания. Почему я слышу здесь Свиридова?
Но, предчувствуя разлуку,
Неизбежный, грозный час,
Сжать твою, мой ангел, руку
Я спешу в последний раз…
Оба светила находятся в 11-м, королевском градусе Козерога. Их ближайший аспект — квадрат с Плутоном: очень скоро их ожидает испытание. Это и есть основной вопрос фильма: выдержат ли тесно прижавшиеся друг к другу «король и королева» те «страсти роковые» и те судьбы, от которых нет защиты? И в чем состоит их испытание? Посмотрим на градус Плутона — оказывается, это градус безволия, страхов и нерешительности! «С кем протекли его боренья? С самим собой, с самим собой…»
Отметим еще МС — точку цели, миссии и репутации. МС — в последнем градусе Зодиака! Это сильнейший символ завершения, окончания. Это градус большого таланта и большой грусти, его тотем — Соловей, певец безнадежной любви к Розе:
Склонившись к Розе, Соловей
И день, и ночь поет над ней.
А Роза молча песням внемлет…
На лире так певец иной
Поет для девы молодой,
А дева милая не знает,
Кому поет, и отчего
Печальны песни так его.
В этом гороскопе очень силен архетип завершения, но и близящейся трансформации. Единственная планета, которая ее уже прошла — Венера, планета любви: она в 1-м градусе Стрельца, в самом начале верхнего Зодиака. Скорпионьи страсти и вожделения ее уже не волнуют.
Этот фильм — грустная соловьиная песня о мгновенной встрече, за которой тут же следует расставание, поскольку у героев не хватает воли для того, чтобы преодолеть свои страхи и остаться вместе. О любви, которой не очень нужен секс. О последнем шансе создать семью и спасти страну. И его легко упустить. Спасти любовь может только чудо!
Заключение
Почти 40 лет этот фильм вел нас сквозь метель.
Почти 40 лет он убеждал мужчину: ты одинок. Но случится чудо, нужно только напиться в новогоднюю ночь до потери сознания. И ты поймаешь Жар-Птицу, когда проснешься в неведомом краю. Тогда держи ее!
Женщине фильм говорил: решайся. Все зависит от тебя.
И вот 40 лет завершаются. Мы выходим.
Так о чем этот фильм?
О вере в чудо.
О Надежде, которая побеждает.
31 декабря 2016 Москва-Петербург-Москва