ПСИХОЛОГИЯ

Определение индивидуальных мифологических сюжетов в психологическом консультировании

By 26.03.2018 No Comments

При консультировании женщин не всегда быстро удается найти тему, которая вызвала бы живой отклик и была бы полезна с точки зрения преодоления психологических проблем. Один из вариантов – это поиск в жизни женщины резонанса с мифологическими сюжетами. При этом происходит подключение к пространству смыслов, значительно превышающих по масштабу повседневный уровень. Жизнь начинает играть другими красками, в ней появляются новые высоты и глубины. Происходит подключение к «осевому» времени (К.Ясперс), а личные переживания и проблемы воспринимаются теперь в контексте мифологических архетипов и общечеловеческого культурного развития, переосмысливаются и включаются в систему более высокого, чем индивидуальный, уровня. В результате консультируемая получает мощный энергетический ресурс. Этот метод давно известен и считается достаточно результативным. Семинары и тренинги, индивидуальные консультации, нацеленные на проработку мифологических ролевых архетипов, прочно вошли в практику психотерапии.

Античные женские архетипы (греческие богини) как образцы женских ролевых моделей и даже моделей женской судьбы были описаны в трудах постюнгианцев в конце прошлого века (Джин Ш.Болен, Дж.Б. и Л.Дж.Вулджеры, К.Вальдхерр). Тема была развита и углублена в книгах Г.Бедненко «Открой в себе богиню» и «Греческие богини».

Исследовательница выделяет восемь женских ролевых архетипов, соответствующих различным возрастам, социальным и семейным ролям:

1) Деметра (мать),

2) Кора-Персефона (юная дева, похищенная Аидом и ставшая хозяйкой Подземного царства),

3) Афина (неприступная дева, богиня мудрости),

4) Артемида (мстительная охотница и соперница мужчин),

5) Афродита (воплощенная любовь и красота),

6) Гера (супруга),

7) Гестия (одинокая дева, выбравшая служение Высшим смыслам),

8) Геката (старуха, сваха, колдунья).

В жизни каждой женщины проявляются все эти архетипы, но обычно по очереди. Привязка к любому архетипу нежелательна, так как создает стойкую идентификацию и зависимость от мифологического образа и сюжета. Более плодотворна смена архетипической роли в зависимости от ситуации и возраста.

Временное отождествление себя с тем или иным мифологическим архетипом помогает осмыслить жизненный опыт и наметить новые цели, разнообразить тактику и усовершенствовать стратегию.

Об этом можно судить по откликам на консультации.

«Появилось четкое представление, куда и как дальше двигаться, и это настолько необходимо и жизненно важно! Все как по полочкам для продумывания и дальнейших действий».

Елена К., банковская служащая, Лондон.

«Самым большим желанием было понять, как не потерять драгоценное время жизни на Земле на то, что «не твое», не поддаться на всеобщие уговоры и верования о том, что «правильно» и как должно быть.

И вот многое разложилось по полочкам, вернулось ощущение творчества в жизни! Теперь понятно, что нужно делать, в каком направлении идти, чтобы достичь желаемого результата, резонировать с объективным миром и не пропустить свой звездный час.

Открылись внутренние и внешние перспективы: одни были неожиданными, другие – долгожданными, а третьи, наконец, подтвердили, что нужно всегда верить своей интуиции и тихому внутреннему голосу».

Татьяна К., хозяйка салона моды, Екатеринбург.

«Миф об Ариадне мне очень помог. Я действительно узнала в ней себя, и это помогло мне справиться с серьезными жизненными трудностями и не потерять оптимизм».

Нина Б., экономист, Нижний Новогород.

«С юности меня очаровала история о Персее и Андромеде. В моей жизни было немало перекличек с этим мифом. Когда речь зашла об этом, я словно вернулась к своим истокам и поняла, чего нужно добиваться, какова моя цель!»

Аселия, дизайнер, Астана.

Как можно заметить, живой интерес вызывают образы не только богинь, но и женщин – спутниц героев (Ариадны и Андромеды). Героический пласт мифологии привлекает динамичными сюжетами, психологической проработкой ведущих персонажей. Он хорошо известен, в частности, благодаря неоднократным голливудским экранизациям, которые сделали античную мифологию частью современной поп-культуры (хотя и исказили ее).

Каким же образом консультанту выбрать тот персонаж, отождествление с которым будет наиболее плодотворным, даст наилучший результат? Безусловно, это можно сделать, напомнив консультируемой о нескольких мифах, чьи сюжеты напоминают ее жизненную ситуацию, и затем остановиться на том, который ее заинтересует больше всего. Но, оказывается, есть и более прямой способ выяснить, какой миф должен сыграть в жизни данной женщины особую роль. Этот путь предлагает космобиология. Сочетание космобиологии и психологии не ново. Ее пользу и значение отмечали, например, К.Г.Юнг, С.Грофф.

Для того чтобы квалифицированно овладеть космобиологией, требуется специальное обучение и годы практики, но в описываемом нами методе можно обойтись любой общедоступной астрологической программой (например, Zet), в которую нужно всего лишь ввести данные о рождении (дата, время и место). Программа покажет соединения планет в карте рождения со звездами.

Следует подчеркнуть, что анализ индивидуальной карты рождения не имеет ничего общего с популярными описаниями солнечных знаков или прогнозами по солнечным знакам, которые являются профанацией.

В данном методе мы рассматриваем неповторимое «звездное зеркало» психики конкретного человека, определяя свойственное лишь ему сочетание мифологических архетипов и сюжетов. Каждая звезда входит в то или иное созвездие, а каждое созвездие связано с тем или иным мифом. Составив список звезд, активированных в данной карте, мы сразу же определим значимые, а может быть, и основные для данного человека мифологические сюжеты.

Античная мифология рассказывает, прежде всего, о мужчинах. Однако в ней есть и немало интересных и поучительных «женских историй».

Одна из них — миф об Андромеде. Андромеда была дочерью царской четы из Эфиопии. Ее мать Кассиопея заявила, что Андромеда прекраснее дочерей Посейдона. Владыка морей послал наводнение и чудовищного Кита к берегам Эфиопии и потребовал в качестве очистительной жертвы жизнь Андромеды. Ее отец Цефей для спасения своей страны был вынужден подчиниться Посейдону и приказал приковать Андромеду к прибрежной скале. От гибели ее спас Персей, возвращавшийся домой на крылатом коне Пегасе, причем в дорожном мешке герой нес голову Медузы Горгоны. Взгляд Медузы превратил Кита в камень. Персей женился на Андромеде и увез ее в далекую страну, где у них были дети, внуки и правнуки (одним из которых был Геракл). Это хорошая история с оптимистичным, нацеленным в далекое будущее финалом.

С этим мифом связаны созвездия Цефея, Кассиопеи, Андромеды, Персея, Кита и Пегаса. В том случае, если в женской карте в соединении с какой-либо планетой (особенно Луной или Венерой) находится звезда из созвездия Андромеды, можно ожидать сложных взаимоотношений с отцом, серьезных трудностей в юности, в том числе связанных с криминалом или наркотиками, вплоть до угрозы для жизни, и «чудесного спасения» от какого-либо героя с последующим браком и рождением детей. Впрочем, трудности могут вернуться, и безоблачная жизнь не гарантирована. Но все же звезды из созвездия Андромеды считаются счастливыми, особенно главная звезда созвездия Альферац, символизирующая голову прекрасной девушки. Звезда может указывать на телесную и душевную красоту, а также на лидерство в каком-либо деле, особенно искусстве. Но у этой звезды есть и второе значение – раньше она входила в состав созвездия Пегаса и символизировала его переднее копыто. Поэтому в ней есть очень мощная энергия. Альферац требует деятельности, взлетов и побед.

Яркий пример проявления этой звезды – жизнь Анжелины Джоли. В ее карте Альферац в соединении с Луной, главной женской планетой. Когда Анжелина была еще ребенком, ее отец ушел из семьи, их отношения всегда были враждебны. В юности актриса принимала наркотики и вела свободный образ жизни («попала под власть Посейдона»). Роль Персея в ее жизни сыграл Бред Пит. Она красива и лидирует среди актрис. Долгое время ее жизнь казалась успешной и счастливой. Однако полного исцеления не произошло: Джоли перенесла серьезные операции и сегодня не выглядит здоровой. Расстроен и ее брак. По-видимому, ее психологические проблемы не решены. Возможно, на большую трудность в этом указывает звезда Денеб Альгенуби (Хвост Кита) в соединении с Марсом в карте Джоли. Марс символизирует болезни и хирургические операции, а психологически означает конфликтность и раздражительность. Хвост Кита – символ разрушающей ярости, деструктивных бессознательных программ. Марс и Луна в карте Джоли – в соединении. Ощущение себя невинной жертвой, неизжитые обиды (Луна-Альферац) и раздражительность (Марс-Хвост Кита) описывают основной внутренний конфликт Джоли и чреваты саморазрушением.

В карте Татьяны К. Венера в соединении со звездой Альферац, а Солнце в карте ее мужа – со звездой Мирфак (Альфа Персея). Некоторые события ее пубертата (сложности с родителями, уход из дома к бабушке в 15 лет и последующее возвращение) можно было бы ассоциировать с влиянием метафорических «Посейдона» и «Кита». Однако в ее карте из созвездия Кита представлена лишь тусклая звездочка 3-й величины. Татьяна закончила ВУЗ, нашла общий язык с родителями, поступила на работу. Она внешне привлекательна, хорошо танцует и увлекается изготовлением кукол. Татьяна начала консультироваться в 25 лет, еще до знакомства с будущим мужем. Ей был рассказан миф об Андромеде и Персее и было предложено отнестись к хобби серьезнее (чтобы подчеркнуть и усилить действие звезды Альферац, указывающей на талантливость и заметность, лидерство). Когда ей исполнилось 27 лет, она познакомилась с будущим мужем на выставке самодельных кукол, где была награждена дипломом. Сегодня у них благополучная семья, есть ребенок.

Обратимся к еще одному сюжету. Это миф о Тезее и Ариадне. Ариадна помогла Тезею справиться с Минотавром и выбраться из лабиринта на Крите (снабдила его мечом и волшебной нитью). Они бежали с Крита от гнева ее отца и остановились на острове Наксос, где к Тезею явился Дионис и сообщил о том, что женится на Ариадне. Тезей тайком покинул любящую девушку, она была в отчаянии, но затем вышла замуж за Диониса, причем на свадьбу Афродита подарила ей корону, а Зевс – вечную молодость. Звезды Нусакан и Альфекка (другое название — Гемма) из созвездия Северной Короны символизируют драгоценные камни и вечную молодость. Эти звезды в женской карте означают, что первый возлюбленный может быть неблагодарным, первые отношения могут закончиться расставанием, но следующие отношения будут успешными, может быть, с известным или влиятельным человеком. Но они могут привести к утрате индивидуального своеобразия, так как второй партнер может быть либо сильной и влиятельной индивидуальностью, либо представителем «дионисийства».

Яркий пример проявления этих звезд – Линда Маккартни, жена знаменитого музыканта. Ее Венера в соединении с Геммой. Она стала для мужа настоящей Ариадной. Они встретились, когда Пол был в серьезном кризисе после распада Битлз. Он нуждался в медицинской, психологической и юридической помощи. Линда обеспечила ему психологическую поддержку, вела хозяйство, воспитывала детей и работала в его новой группе Вингс. А ее брат, известный юрист, осуществил выгодный для Маккартни раздел интеллектуальной собственности с прежними партнерами. Интересно, что Маккартни воплощал и человеческий, и сверхчеловеческий архетип этого мифа: он был и Тезеем, которому Линда даровала «чудесную нить», то есть показала выход из сложной жизненной ситуации, и он же был воплощением Диониса, бога массовых оргий (к которым относятся и рок-концерты).

В карте консультируемой Лилии С. Гемма в соединении Луной. Она была дважды замужем и оба раза помогала своим мужьям преодолевать серьезные жизненные трудности. На консультации ей был напомнен миф об Ариадне. Лилия нашла резонанс с ним в своей жизни и согласилась с тем, что ей необходимо стремиться к сохранению и развитию своей индивидуальности, поскольку у нее сильно выражена самоотверженность, вплоть до самопожертвования.

Следует учитывать сложность, неоднозначность и противоречивость любого мифологического сюжета. Нередко есть несколько вариантов развития мифа. В таком случае можем выбрать наиболее оптимистичный. Иногда необходимо вовремя остановиться, поскольку завершение мифа может быть далеко не столь благополучным, как его начало (например, история Язона и Медеи, связанная с созвездием Корабля). Обычно в мифе есть мощный этический посыл (нам показывают, «что такое хорошо и что такое плохо»), и это тоже следует учесть, хотя навязывать что-либо нежелательно.

В общем, исходя из многолетнего опыта автора, применение в консультировании «звездной» мифологии придает консультации новый и свежий импульс, делает ее более насыщенной, интересной, действенной.

Leave a Reply